CqQRcNeHAv

10 шагов к началу написания курсовой работы

Необходимость написания данных рекомендаций связана с трудностями студентов при выполнении реферата, контрольной работы, курсовой и ВКР. Эти рекомендации можно применять не только при написании курсовой работы, но и при написании реферата, контрольной работы и выпускной квалификационной работы.

 Написание курсовой работы вторая ступень научно-исследовательской работы, которая требует навыков, полученных при написании реферата. В ней должно содержаться, наряду с выделением цели и задач, описание объекта, предмета, а также гипотезы исследования. То есть курсовая работа по своей структуре и форме уже соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.

Учебный план вузовской подготовки специалиста предусматривает выполнение трех курсовых работ: на втором, на третьем и на четвертом курсах. Эти работы различаются  уровнем требований, которые можно предъявить к студентам того или иного курса, и базируются на освоенных к этому времени курсах теоретического обучения и навыках научно-исследовательской работы.

Курсовая работа второго курса — это чаще всего теоретическая работа, исследование в этом случае заключается в сравнительном анализе подходов авторов к изучению научной проблемы. Иногда студенты второго курса по заданию научного руководителя дополняют теоретическую работу экспериментом.

Не вдаваясь в подробное описание, что и как писать, напишу коротко: как написать часть курсовой, которая называется «введение» и оглавление. От того что будет написано в этой части будет зависеть и вся курсовая. Поэтому нужно обратить особое внимание, так как это «лицо» вашей работы.

Итак. Вот несколько шагов, выполнив которые Вы сможете оформить введение и написать оглавление работы. Эти рекомендации можно использовать и для написания выпускной квалификационной работы.

Шаг 1. Выбрать тему работы.

Шаг 2. Познакомиться с требованиями оформления работы, чтобы начинать оформление сразу правильно. Обратите внимание на оформление титульного листа. Перепроверьте правильность написания всего, что касается Вашего научного руководителя: ФИО, должность, учёную степень, научное звание.

Шаг 3. Написать актуальность выбранной темы во введении:

Актуальность выбранной темы

  • 1 абзац, где прописано коротко все, что будет рассматриваться в работе, но очень коротко.
  • 2 абзац и другие – раскрытие того, что было обозначено в первом абзаце, причем придерживаясь того, чтобы изложение было от общего к частному.
  • После краткого описания актуальности, целесообразно прописать и противоречия. Их должно быть несколько, причем разного уровня и описанные тоже от общего к частному.
  • Описать состояние изученности проблемы с разных сторон. То есть, как эта проблема представлена с различных точек зрения разными учеными.
  • Далее нужно заключить, что та проблема, которой Вы занимаетесь недостаточно изучена… или требует дополнительного изучения…
  • Подвести итог изученности проблемы и еще раз как бы этим доказать, что нужно этими (вашими) вопросами еще и еще заниматься.
  • Сформулировать общими фразами это обобщение и подвести к тому, что выбранная Вами тема является актуальной.

Шаг 4. Цель исследования. Помните, что цель должна быть конкретна, приводящая к тому, что Вы запланировали в работе. Проверить все ли вписано в тему можно контрольными вопросами: ЧТО? ДЛЯ ЧЕГО?

Шаг 5. Объект и предмет исследования. Помните, что объект и предмет связаны между собой. Предмет – это какая-то часть объекта или его сторона. Чаще всего предмет совпадает с темой исследования, лишь с некоторой интерпретацией.

Шаг 6. Гипотеза исследования. Ее прописывать лучше при использовании противоречий, что были описаны выше, только перефразировать. Самая простая структура гипотезы: ЕСЛИ…., ТО.

Шаг 7. Задачи исследования. Их не должно быть много, но и мало задач тоже плохо. Оптимальное количество задач – 3-5. Описывать по тому же принципу: от общего к частному:

  • 1 задача: проанализировать состояние изученности проблемы (описать вашу проблему);
  • 2 задача: разработать или описать, или выделить из множества и т.д. ,
  • 3 задача: описать методы, процедуры исследования или экспериментально проверить или ….
  • 4 задача: исследовать возможности (здесь описать, что можно сделать в реальных условиях с учетом тематики изучения проблемы);
  • 5 задача: обычно для ВКР больше подходит, это разработать что-то. Это может быть модель какая-то, психолого-педагогическое сопровождение, рекомендации и т.д.

Шаг 8. Прописать методы, которыми Вы будете пользоваться при написании работы, и этапы, если это требуется.

Шаг 9. На основе сформулированных задач, прописать содержание работы:

  • Введение, оно уже будет написано к этому моменту.
  • Название главы 1. Это обычно теория. То есть: «Теоретические основы или теоретические предпосылки ….» а дальше вписываете ту проблему, которой Вы занимаетесь. Помните, что от общего к частному.

Перечитайте задачи (1-2), перефразируйте их, это и будут названия параграфов этой главы.

  • Название 2 главы. Это обычно практико-ориентированное содержание. То есть «Особенности использования, или методика использования, или психолого-педагогические особенности применения и т.д.» . Помните, описание идет тоже от общего к частному.

Перечитайте задачи  следующие, перефразируйте их, это и будут названия параграфов этой главы.

  •  Заключение: перечитайте все задачи и пишите их один в один в заключении, только перефразируя, что это уже все свершилось. То есть: «Проанализировав состояние проблемы……. было выявлено…..»

Шаг  10. Вписать всю литературу в алфавитном порядке с полными выходными данными по ГОСТу, который применяется в Вашем учебном заведении.

  • Если будут приложения, которые Вы использовали в своей работе, то их разместить нужно после литературы.

Все эти рекомендации можно использовать и для написания выпускной квалификационной работы, с некоторым более полным наполнением, при написании реферата, контрольной работы с некоторым уменьшением задач или упрощением поставленной цели, это же можно использовать при разработки программы по выбранной Вами теме.

Удачного Вам творчества в том, чтобы наконец-то начать писать свою первую работу самому.

С уважением, к.п.н., доцент кафедры педагогики Атаманова Г.И.

Если еще остались вопросы, то можно обратиться к разделу «УСЛУГИ».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

3 комментария к записи “10 шагов к началу написания курсовой работы”

  1. Чинчи СДО ЗФО 3 курс:

    Добрый вечер, Галина Ивановна! Извините, что беспокою в столь поздний час, но у меня возник вопрос.Надо ли писать в титульном листе контрольной работы Вас как доцента кафедры педагогики и психологии и правильно ли я пишу название кафедры. Спасибо!

    • admin:

      Спасибо за вопрос. Наша кафедра называется «Кафедра педагогики». На титульном листе пишется кроме темы и т.д. кто выполнил и кто проверил.